Йога - понятие, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.
Детская йога– это, скорее, гимнастика, позволяющая детям сохранить или восстановить здоровье. Часто знаменитые йоги (например, Гита Айенгар, Мигель Перес) вспоминают, что болезнь в детстве вынудила их начать серьёзно заниматься йогой. Болезнь была побеждена, а то, чему они сумели научиться в детстве, стало хорошей базой для продолжения занятиями йогой уже во взрослой жизни.
Дети более гибкие и податливые, нежели взрослые. Причем характеристика эта в большей степени относится к состоянию психики, нежели к телу. Благодаря этим своим качествам дети легко усваивают и учатся новому – это заложено природой. А вот чему они учатся – это закладывается нами, взрослыми. Если ребёнку в детстве заложить уважительное отношение к себе и своему здоровью, несомненно, это будет большим плюсом в его дальнейшей жизни.
Иногда тренировки начинаются с рассказа ребят о, например, сердце или печени: где находится орган, за что он отвечает, как он выглядит – на что похож. Их очень веселило наличие всего этого у себя. Со временем ребята воспринимают себя более целостно.
Попутно и тело свое изучают: некоторые могут не знать, где находятся ребра, слово «лодыжка» вызывает удивление, а макушку путают с затылком. А один мальчик был уверен, что почки в теле для того, чтоб ноги ходили: две почки – две ноги:).
Даже если дети не запоминают детальную информацию о том, что прорабатывает определённое положение тела, все равно у них откладывается понимание того, что работа с телом приносит пользу. А зачастую дети сами знают свои проблемные места. Они очень внимательно и старательно повторяют движения, асаны.
Асана - это "положение тела, которое удобно и приятно". Некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что асана практикуемая отличается от асаны пройденной, и пребывание в асане по мере её освоения становится все более удобным и приятным.
Пранаяма – контроль над дыханием, занимает особое место на тренировках по йоге. Дыхание должно быть спокойным, без задержек и зажимов в асанах. Но, честно говоря, детям сложно уследить за дыханием. Они-то ещё и к своему постоянно изменяющемуся телу не совсем привыкли, и к тому, что оно может, а чего нет. А дыхание и вовсе не замечается. Кроме этого, они настолько легко иногда относятся к выполнению асан, что умудряются посмеяться или сострить, стараясь что-нибудь сделать. Исключение составляют подростки (где-то лет с 15), и детки с проблемами здоровья, например астмой, которые, невзирая на возраст, обязаны контролировать свое дыхание. Обычно такие дети очень серьёзны в отношении всего, что касается дыхания, да и двигаются они осторожнее своих вполне здоровых сверстников.
Йога несет изменения. Иногда дети готовы меняться раньше, чем их родители.
Дети очень чутко прислушиваются к похвалам и недовольству собой у окружающих. Даже если на тренировке у ребёнка что-то не очень получается, нужно говорить, что все отлично, но вот руки нужно бы дотянуть, спину выровнять – а так все замечательно. Недостатки можно исправить. Главное, не потерять веру в то, что у тебя все получится. Вцелом йога — это не техника для гипертрофированного развития физического тела, асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. Для нормальной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, может быть достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей и зависеть от их физических и психологических особенностей.
частично материал взят с http://yoga.kiev.ua
|